Ужесточение ответственности за обман потребителей, в т.ч. заемщиков

ШТРАФЫ ЗА ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРЕДЛАГАЮТ УВЕЛИЧИТЬ

В целях усиления защиты потребителей от нарушений их интересов депутатами фракции «Справедливая Россия» разработаны и внесены на рассмотрение Государственной Думы законопроекты, предлагающие ужесточить ответственность за обман потребителей, предоставление недостоверной информации о товаре (работе, услуге), иные нарушения прав потребителей. Ответственность за обман потребителей установлена ст. 14.7 КоАП РФ.

СЕЙЧАС

обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги, в т.ч. кредитов) наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 50000 рублей.

Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 12000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 500000 рублей.

Ответственность за нарушение иных прав потребителей установлена статьей 14.8 КоАП РФ. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица Роспотребнадзора. Соответствующие меры могут быть приняты, в частности, по жалобе потребителя.

ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ

изменить размеры административных штрафов, поставив их в зависимость от стоимости, которую потребитель уплатил за товар или услугу, определив тем самым значительный, крупный и особо крупный размер приобретенных товаров и услуг. Значительный размер приобретенных товаров — от 1000 до 250000 рублей, крупный — от 250000 до 500000, особо крупный — от 500000 рублей. Штраф будет тем больше, чем больше цена приобретенного потребителем товара. Например, при обмане потребителя в крупном размере предлагается установить административный штраф для граждан в размере от 10000 до 30000 рублей; для должностных лиц — от 50000 до 100000 рублей; для юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

В другом законопроекте депутаты предлагают ввести меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей в размере, кратном стоимости товара (услуги) или сумме причиненных убытков. Так, например, при выполнении работ (услуг) с недостатками депутаты предлагают установить право потребителя на пятикратное возмещение убытков или возврат пятикратной цены, уплаченной за работу (услугу). «Российская газета» опубликовала мнения экспертов по поводу указанных законопроектов. Больше всего жалоб сейчас на супермаркеты, — рассказал глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Проблема в том, что в супермаркетах огромный ассортимент товаров, они попросту не успевают обновлять ценники, из-за этого возникает разница в чеке и заявленной цене товара. Для решения этой проблемы нужно оборудовать магазины аппаратами для сканирования штрихкода, чтобы покупатель мог сам узнать реальную стоимость товара». Для уличных и рыночных торговцев повышать штрафы, по мнению эксперта, бесполезно. Там гораздо сложнее отследить обвес.

«Главная проблема для потребителей сейчас обман в банковском обслуживании, — отметил Дмитрий Янин. — Зачастую при заключении страховых или кредитных договоров, банки намеренно включают в них незаконные условия, о которых не предупреждают потребителя. Поэтому в этой сфере услуг стоит повысить контроль и штрафы за намеренный обман».

В малом бизнесе в сфере услуг, по словам эксперта, не может быть таких крупных обвесов. Помимо этого часто с недостоверной информацией сталкиваются покупатели интернет- магазинов. «В дистанционной торговле проще скрыть какие-то недостатки или несоответствия товаров, поскольку покупатель не может, как в обычном магазине, потрогать, рассмотреть товар и сравнить соответствие этикетки с содержимым коробки, — пояснил эксперт. — Поэтому в этой сфере также не помешает усилить регулирование и увеличить штрафы за обман потребителей».

Текст законопроекта № 1015251-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей».

Текст законопроекта № 1015271-6 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части установления дополнительных гарантий потребителей».

«Российская газета» (Фед.выпуск № 6920 (52))